Ясперс что такое философия


  • Карл Ясперс о фундаментальных принципах воспитания и образования
  • Экзистенциализм К. Ясперса: проблема трансцендентного
  • Ясперс Биография, Ясперс Карл Теодор биография читать, Ясперс Карл Теодор биография читать онлайн
  • Ясперс Биография, Ясперс Карл Теодор биография читать, Ясперс Карл Теодор биография читать онлайн
  • Карл Теодор Ясперс и его философия — Экзистенциальная философия Карла Ясперса
  • Последние статьи этой рубрики:
  • Экзистенциализм - характерные черты и идеи направления философии, представители
  • Карл Ясперс о фундаментальных принципах воспитания и образования

    Karl Theodor Jaspers. Родился 23 февраля , Ольденбург. Дата смерти — 26 февраля , Базель. Немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Биография Родился в Ольденбурге в году. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом, впоследствии директором банка. С ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на его решение об изучении права в университете.

    Проучившись некоторое время на юридическом факультете в Гейдельбергском, а затем в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится, и в году меняет специализацию, занявшись изучением медицины.

    В году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в году получил степень доктора медицины. В — годах работает в психиатрической лечебнице Гейдельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин.

    Ясперс не удовлетворён существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В году Ясперс защищает докторскую диссертацию, которая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» был переиздан несколько раз, последний раз в году.

    Получив степень доктора психологии, сразу после защиты Ясперс получает временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность становится постоянной и он никогда больше не возвращается к практике в клинике. В году Ясперс издаёт «Психологию мировоззрений», которая затрагивает уже философские проблемы и приносит автору широкую известность.

    Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете, где сменил в этой должности Г. Под влиянием Вебера складываются его политические взгляды — либерализм, вера в национальное государство и демократию, управляемую элитами. На развитие Ясперса как философа оказывают влияние критика неокантианской методологии, под знаком которой проходили дискуссии Вебера и Лукача. Одним из главных мотивов теоретической деятельности Ясперса становится желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда.

    С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта. Ещё большее влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, однако теоретические разногласия между философами были актуализированы их политическим разрывом, связанным с симпатиями Хайдеггера к нацистам.

    Ясперс чувствовал личную обиду, поскольку он был женат на еврейке. Как бы то ни было, именно Хайдеггер и Ясперс вошли в историю философии как родоначальники экзистенциализма в Германии, хотя сам Хайдеггер отрицал свою принадлежность к этому течению, а Ясперс после года утверждал, что не имеет ничего общего с Хайдеггером.

    В году Ясперс был лишён звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма.

    Долгие восемь лет Ясперс продолжает работать — писать «в стол». В году он оказался среди немецких интеллектуалов, которые не были замешаны в связях с нацистами, и начал играть большую роль в жизни германского общества. Ясперс возвращается к преподаванию — сначала в Гейдельберге, а затем, с года, — в Базельском университете.

    Публикуются работы: «Вопрос о вине» , «Ницше и христианство» , «О европейском духе» , «Об истине» , «Наше будущее и Гёте» , «Истоки истории и её цель» , «Философская вера» , «Разум и анти разум в нашу эпоху» , «Об условиях и возможностях нового гуманизма» Общая характеристика творчества Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале х годов.

    Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики. В философию истории Ясперс ввёл понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.

    Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии.

    Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии. Ранние философские работы Первая работа Ясперса, в которой затрагиваются философские вопросы, — «Психология мировоззрения» Она посвящена типологии психологических установок, которые подобно веберовской модели идеальных типов в социологии, были призваны стать методологическим основанием психологии.

    Философский аргумент, на который опирается Ясперс в этой работе, состоит в том, что главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъектно-объектная оппозиция. Мировоззрение возникает в рамках этой антиномии, в нём выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, они содержат в себе элементы патологии, а именно защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения.

    При этом мировоззрение концентрируется вокруг ложных очевидностей или идеальных форм рациональности, в которых человеческий разум ищет спасения от пугающего разнообразия возможностей человеческого существования. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму «упаковки», в которой экзистенция закрепляет себя в борьбе против опыта, который нарушает её защитные ограничения.

    Задача психологического исследования, с точки зрения Ясперса, состоит в том, чтобы вывести человеческую экзистенцию за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя. Главная публикация раннего периода творчества Ясперса — это трёхтомная книга «Философия» В этой работе он возвращается к гегельянской методологии, рассматривая формирование человеческого сознания сквозь призму «Феноменологии духа». Память Именем Карла Ясперса назван Центр перспективных транскультурных исследований при Гейдельбергском университете.

    Ясперс Карл Теодор.

    Экзистенциализм К. Ясперса: проблема трансцендентного

    Обесценивание личности и жестокое обращение с человеком рабство, концлагеря, массовая гибель на войнах ; Страх уничтожения человечества экологические катастрофы, создание оружия массового поражения ; Стремительное развитие науки и техники и их использование против человечества военная техника, отравляющие вещества ; Жесткий тоталитарный режим, обесценивающий человека как личность; Беспомощность человека перед силами природы стихийные бедствия, катаклизмы ; Экономические, политические, нравственные, социальные кризисы войны, революции, резкая смена времен и власти, быстрый рост технического прогресса.

    Основные проблемы экзистенциализма: Человеческие чувства, надежды, тревоги, страхи, переживания А. Ясперс выделял 2 направления в экзистенциализме: Религиозный. Носит символический, мифопоэтический характер. Основные представители этого направления: К.

    Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Достоевский и др. Носит критический и нигилистический характер. Основные представители этого философского течения: Ж-П Сартр, А.

    Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, С. Де Бовуар и др. Жан-Поль Сартр. Ясперс считал, что люди живут неосознанной, бессмысленной жизнью.

    Решение проблемы он видит в приспособлении человека к миру, во всеобщем гуманизме и в осознанном созидании мира на Земле. Философия Хайдеггера Мартин Хайдеггер - немецкий философ, основатель учения о Бытии, посвятил свою жизнь углубленному изучению проблем экзистенциализма. В основе его философии лежит анализ экзистенции. Это и есть истинная свобода человека. Хайдеггер считал, что основной заботой человека должно быть отстаивание своей уникальности и идентичности в затягивающем человека мире.

    Философия Хайдеггера явилась сильнейшим толчком для развития современной мысли. В своих работах он выделял проблему выбора как основную проблему экзистенциальной философии. Основной тематикой во всей философии Сартра является тема свободы выбора человека. Философ считал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу.

    Такой выбор мыслитель называет экзистенциальным. Исходя из учений Сартра, можно сделать вывод, что свобода человека абсолютна и зависит лишь от его желаний. Иными словами, человек свободен до тех пор, пока у него есть желания, которые станут причиной сделанного им выбора и принятых им решений.

    Но свобода означает ответственность: за себя, свою жизнь, свои решения и действия. Основной идеей философии Сартра является приоритетность внутреннего мира для человека. Но полное осознание себя возможно лишь через общение и взаимоотношения с другими людьми.

    Философия Камю А. Камю - один из сторонников атеистического экзистенциализма. В своих трудах он выделял проблему смысла жизни, считая, что человеческая жизнь бессмысленна. Одна половина человечества не придает жизни особой значимости, поглощенная ежедневными мелкими бытовыми заботами, другая же, вкладывая в жизнь смысл, растрачивает энергию и целенаправленно идет к своей гибели.

    В итоге - и те, и другие придут к смерти, к пустоте. Камю выделял абсурд, как основную идею экзистенциализма. Писатель приводит 2 основных доказательства бессмысленности бытия абсурдности : Смерть. Смерть неизбежна, и с ее приходом вся пройденная человеком жизнь перестает иметь значение, все прожитое кажется несущественным и теряет смысл. Ничтожность человека относительно природы.

    Смертный человек — ничто по сравнению с природой, существующей много лет. Идею абсурдности бытия А. Потому писатель приходит к выводу, что смысл жизни человека заключен не в окружающей его действительности, а просто в существовании как таковом.

    Изучая взгляды сторонников экзистенциализма, можно сделать вывод, что они едины в главном, хотя каждый привнес в эту философию что-то свое. Труды всех основных представителей этого философского направления в значительной степени повлияли на литературу, культуру, искусство и философию в целом. В нынешней философии прослеживается смещение внимания в сторону человека, его проблем и смысла его существования. Еще больше полезной информации по этой теме вы найдете в предложенном видео.

    Карл Ясперс.

    Ясперс Биография, Ясперс Карл Теодор биография читать, Ясперс Карл Теодор биография читать онлайн

    Это означает, что я нахожусь всегда в ситуациях, которые я не создала, и которых я не желала. Ясперс для этого использует понятие «пограничной ситуации случая». Случайным является мое рождение в данное время, в среде данного народа и от данных родителей.

    Ясперс Биография, Ясперс Карл Теодор биография читать, Ясперс Карл Теодор биография читать онлайн

    Другими словами, мое существование находится постоянно во власти случая. Случай является той границей, которая суживает, определяя саму жизнь. Жизни хотелось бы быть всеобщей, бесконечной, она хотела бы располагать бесконечным изобилием и бесконечными возможностями. Однако случай хочет того, чтобы я в качестве эмпирического бытия всегда находилась в определенной ситуации и из этих рамок, определенных случаем, эмпирическое бытие никогда не может освободиться.

    Этот временной промежуток, по мнению философа — лишь короткий миг между неизвестными истоками и так же неизвестным прошлым.

    Тем не менее, его можно структуризировать, выделить в нем определенные этапы, а также тенденции развития, на основе которых можно будет выработать гипотезы относительно будущего человеческой цивилизации. Ясперс выделяет четыре важнейших этапа, на каждом из которых человек начинал движение вперед от новой основы.

    Прежде всего, это доистория, или — период, когда человек становится человеком; следующей ступенькой является эпоха великих культур древности, эпоха, когда собственно и начинается история; важнейшее значение имеет третий этап — так называемое осевое время, роль которого в формировании человека современного типа, "одухотворенного человека"; в конце концов, последний этап, который длится и до сих пор — это научно-техническая эпоха, особенность которой еще и в том, что именно отсюда начинается собственно мировая история, история человечества в целом, а не отдельных государств.

    Итак, рассмотрим 4 основных этапа истории последовательно. Доистория Концепция Ясперса : человечество имеет цель, которая нам неизвестна и к осмыслению которой мы стремимся. Однако, доказать научно это положение невозможно, равно как невозможно доказать обратное. Предположения этого единства Ясперс называет постулатом веры. Таким образом, он четко заявляет о своей благосклонности к религиозной традиции в объяснении исторического процесса. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец.

    Географические свидетельства дают знания о появлении и развитии древнейших культур. Человек постепенно заселяет весь земной шар, значения при этом имеет естественная среда, ландшафт и прочие естественные и социальные факторы. Изменяются разные виды гоминидов, пока, в конце концов, не появляется кроманьонец. С того времени можно вести речь о развитии собственно человека.

    Отсюда начинается доистория. Подходов к познанию доистории существует три: 1 древнейший, традиционный — через мифы и образы; 2 современный — через познание того, что было присущее доисторическому человеку археология ; 3 определения того, что осталось у нас от доистории — попытки познать сущность человека.

    Развитие человека в доисторическую эпоху — это становление человеческой природы, формирование человека как вида путем наследования определенных качеств — в т.

    Фалев Е. В. - Философия первой половины 20 века - Философия К. Ясперса

    Достояния этой эпохи очевидны — природа создала и отшлифовала настолько стабильный организм, что он не требует дальнейших усовершенствований и сегодня, ведь на протяжении исторического периода человек биологически не изменился.

    Итак, на протяжении доистории происходит первое становление человека: 1. Биологическое — формируется ее специфическая физиология. Историческое — осуществляется передача из поколение в поколение опыта, определенных моральных установок, умений и т.

    Определяющими достижениями в процессе такого формирования человека стали прежде всего: использование огня и орудий появление языка осуществления насилия над собою, которое формирует человека.

    Проявления такого насилия — в установлении определенных правил, ограничений, в отрыве от естественных корней. По выражению Ясперса, "природа человека — в его неестественности" образование групп и сообществ. Мифология явила собою форму общественного сознания, определенный способ объяснения мира и места в нем человека. Все эти изменения подготовили почву для вступления человечества на качественно новый этап развития. Великие культуры древности.

    На этом этапе существовали 3 великие культуры: 1 шумеро-вавилонская, египетская и эллинская на Западе, 2 доарийская культура Инда, 3 архаический Китай. Все они исчезают в осевое время. Этот период был началом исторического развития человечества. Его монументальность, грандиозность не могли исчезнуть бесследно — многочисленные археологические и документальные памятки доносят к нам сведения о тех столетиях.

    Среди событий, которые имели определяющее значение на этапе зарождения человеческой истории Карл Ясперс называет: организацию ирригационной системы и связанную с ею необходимость создания аппарата управления и государственной организации; появление письменности, что позволило фиксировать полученное знание и передавать его; появление народов и формирование национальных культур; становление мировых империй; использование коней — ведь всадник впервые начинает сознавать необъятность пространства, вырывается из той среды, где он вырос, познает свободу и расширяет горизонты своего мышления.

    На данном этапе преобразование лишь начинается. Великие культуры древности были стабильными, постоянными образованиями, остатками старого мира, который неизбежно должен был погибнуть с переходом человечества на новую ступень. А этот переход уже начинался — формировался современный человек. Осевое время Происходит большой прорыв — посвящение человечества в тайну неизвестных до сих пор возможностей. Ось мировой истории — в определении Ясперса, — факт, значимый для всех например, в западной истории такой осью было Пришествие Христа.

    Это период г. В этот период в разных частях мира жили и действовали Конфуций, Будда, Гомер, Исайя и прочие выдающиеся лица, происходит общий духовный подъем, появление выдающихся произведений. Некоторые ученые склонны рассматривать это как обычное совпадение, но, по мнению автора, это свидетельствовало о прорыве в сознания человека — начинается осмысление бытия в целом, самого человека и его границ.

    Когда человек постиг величие мира, появляется ужас и ощущение собственной беспомощности. Почти одновременно на Земле, независимо одно от другого, образовалось несколько духовных центров.

    Основное, что сближало их, и что, соответственно, было основной характеристикой "осевой эпохи" — это прорыв мифологического миросозерцания, которое составляло основу доосевых культур. Человек, будто впервые, пробуждается к ясному мышлению, возникшее недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Именно в этот период с появляются философы, впервые возникает проблема соотношения человека и мира.

    Осевое время дает возможность понять всю человеческую историю, ее ванна душевая 2 в 1. Эпоха Возрождения — это возвращение к осмыслению осевого времени. Нельзя абсолютизировать достижения осевого времени, следует признать, что и более поздние эпохи принесли немало духовных достижений.

    Но это дает ориентир для оценки этих более поздних эпох, для выявления того, что действительно было духовной ценностью. Осевое время ограничивается 3-мя сферами : Китай, Индия, Запад, но исторически стало всеохватывающим: доисторические народы или воспринимают егоили вымирают. Между 3-мя сферами существовало глубокое взаимопонимание, они представляют собой одно и то же в 3-х корнях истории, которая становится единой лишь в современную пору.

    Между ними не только отдельные совпадения, а глубокий параллелизм лишь в этот период. В выявлении причин этого явления существуют разные подходы: достижение человеком определенной степени духовного и физического развития; взаимопроникновение культур, обмен достижениями; определенная родственность этих культур; общие социальные условия.

    Ни одно из объяснений, к сожалению, не способно обнаружить всю полноту причин и предпосылок, объяснить все тайны того времени. Ясперс в своей работе не дает собственного объяснения, он акцентирует внимание на том, что такая сложность проблемы свидетельствует о сложности рассмотрения истории вообще, что развитие человечества не может быть изображено простым поступательным графиком.

    Значение осевого времени для человека сегодня : а выделение того, что может привести к объединению человечества на основании общего опыта Ясперс вообще склонен прогнозировать довольно идиллическое будущее, которое хотя и зависит от людей, но своей идеей отвечает пророчествам Библии ; б существование 3-х модификаций призывает к коммуникации между людьми разных культур, разных верований.

    Глубокий анализ опыта осевого времени, когда в трех регионах планеты параллельно возникали и развивались духовные и религиозные концепции чрезвычайно высокого уровня, подтолкнет людей к отказу от уверенности в исключительности какого-либо верования. Пробуждение духа, считает Ясперс, есть начало бытия общей истории человечества, которое было разделено на локальные культуры.

    Карл Теодор Ясперс и его философия — Экзистенциальная философия Карла Ясперса

    С того времени человечество неуклонно идет этим общим путем. Поэтому установление взаимопонимания, открытости разных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человека.

    Отсюда вытекает особая роль философии, которая с помощью философской веры открывает смысл и назначение истории и призвана объединять человечество на общих духовных основах. Современный этап После завершения осевого периода человечество продолжает развиваться, новые народы принимают Большой прорыв и таким образом новая эпоха распространяется почти на весь земной шар.

    Пути трех эпицентров прорыва расходятся. Индия и Китай в своем развитии повторяют или продолжают свое прошлое, их поступательное движение замедляется. Западная культура индоевропейских народов в этот период начинает играть ведущее значение. Европейцы начинают овладевать миром. В связи с определяющей ролью Запада Карл Ясперс уделяет довольно значительное внимание освещению тенденций его развития.

    По его мнению, ось западной истории есть Христос и именно христианская церковь есть высочайшая форма организации человеческого духа она вобрала черты предыдущих культур, высокие идеалы.

    Эту мысль нельзя отвергнуть, поскольку христианство, безусловно, осуществило решающее влияние на развитие Западной культуры не только в духовной, но и в политической сфере. Благодаря нему история Запада связана с гуманистической формой сознания.

    Своеобразие Запада определяется многими факторами: географическое разнообразие стало предпосылкой для разнообразия народов, которые развивались в Европе. Впервые она зарождается в Древней Греции и является уникальной. Восточная цивилизация ее не знала; рациональность, логика. Способность к мышлению, рациональному осмыслению действительности характерна для всех людей, но у западных людей она постоянно преобладает над другими чертами; осознание реальности мира, в котором утверждает себя человек.

    Европейская культура не воспринимает полутонов, полурешений, и это тоже толчок для противостояний и поисков. Ни одна из восточных культур не отмечается таким количеством выдающихся лиц.

    Западную же историю двигают вперед сильные фигуры. Европеец отличается, но не имеет преимуществ над другими народами. Вместе с тем для западной культуры Восток всегда выступал определенной противоположностью, полярностью. Европейцы обращаются к Азии за тем, чего им не хватает.

    Определяющая роль романо-германских народов — в создании науки и техники, и тем самым осуществление прорыва глобального характера. В частности, в истории Европы второй осью стали гг научно-технические и культурные достижениякогда были заложены основания современной культуры. Историческая доктрина Ясперса необычайно оригинальна — она не похожа ни на одну из множества исторических концепций Х1Х-ХХ века.

    И оригинальность эта заключается, пожалуй, не столько в чисто внешнем, схематическом построении от общих истоков человечества, от доистории, к великим культурам древности, к «осевому времени», к веку науки и техники, когда возникает единый мир человечества — в этом отношении она мало отличается от других исторических концепцийсколько во внутренних смысловых содержаниях основных понятий и категорий, используемых Ясперсом для постижения цели истории.

    Прежде всего, обращает на себя внимание понятие «осевого времени», введенное Ясперсом и являющееся у него своеобразной точкой отсчета истории как таковой.

    Временную «ось мировой истории» он относит к середине первого тысячелетия до нашей эры между и гг. Их учения, их проповеди, их деятельность «высветили» тяжеловесные массы безличной «доосевой» культуры и создали идею личностной, экзистенциальной ответственности перед лицом анонимного бытия в мире.

    Оно осевое время послужило общим истоком для культур Востока и Запада, в силу чего противоположность между этими культурами сказывается заранее лишенной абсолютного смысла. Именно в это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

    Можно сказать, что история в понимании Ясперса — это объективный процесс в развитии общества. Но было бы неверно утверждать, что любые объективные изменения в обществе — это история, поскольку он выделяет и период, названный им доисторией. Доистория — обоснованное, правда фактически, но не познанное прошлое.

    Ясперс раскрывает свой тезис о значимости истории. По его словам, она представляет собой основу, связь с которой мы сохраняем, если не хотим исчезнуть бесследно. Лишь в контексте исторического знания возможно прийти к пониманию природы человека. Именно поэтому историческое не является для нас чем-то равнодушным, а выступает моментом нашей жизни.

    Такая связь проявляется, в частности, потому, что вместе с историей изменяется и наше историческое мышление. Так, сегодня оно определяется осознанием кризиса речь об этом кризисе уже шла в предыдущей части книги.

    Понять, ощутить этот кризис помогает нам знание истории. Одно должно сохраниться во всех катаклизмах: человек, как таковой, и его самоосмысление в философствовании, которое в поисках своей основы смотрит в будущее, не пророча, но веря.

    История — это то, что происходит. Оно пересекает время, уничтожает его и достигает вечного. История — этот всегда процесс, и все должно постоянно изменяться. История не может быть завершенной. Ясперс выделяет три, на его взгляд, важнейшие свойства истории: 1 история имеет границы, которые отделяют ее от других реальностей: природы и Космоса. История существует не сама по себе, а на основе природы.

    Последние статьи этой рубрики:

    Но природа — неисторичное явление, ее развитие представляет собой лишь простое повторение одного и того. Объединением этих двух феноменов есть человек. Ведь он есть одновременно и природа, и история. Ясперс убежден, что исторический процесс прервется, если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из жизни.

    Основным фактом нашего существования является наша возможная изоляция в Космосе. Эта изолированность составляет реальную границу истории вне человеческой жизни на Земле существует лишь пустая в духовном понимании мироздание.

    История представляет собой переход. Мы называем историей то, что происходит в пространстве и времени в определенном месте. Для того, чтобы быть историческим, индивид должен быть единичным, неповторимым. Такую единичность можно найти лишь в человеке — в понимании человека не как естественной, биологической, а прежде всего как духовного существа. Историческое — это не просто реальный индивидуум, сосуд всеобщего, — это действительность, которая одухотворяет это всеобщее. То, что мы познаем как исторически особое, разрешает нам двигаться к истории как единому индивидууму.

    История представляет собой движение, и чем более радикально это движение, тем более глубокие пласты истины открываются. Наиболее ярким подтверждением этого тезиса философа являются переходные эпохи, когда в момент высочайшего напряжения человечество создавало выдающиеся духовные достижения.

    Так, неповторимая греческая трагедия есть порождение эпохи, когда происходил переход от мифологии к философии как новой форме общественного сознания, нового способа постижения мира.

    Немецкий идеализм классическая немецкая философия создан на сломе между верой и безверием. Но, по мнению автора, переход не локализуется исключительно на каких-то определенных этапах истории, — он присутствует. Любое, даже величественное, обращенное в вечность событие, есть лишь переходное явление.

    Именно поэтому мы не можем найти для себя образцы совершенства или абсолюта в достижениях предыдущих эпох; они создавались в время, когда их творцы уже ощущали приближение нового и даже в момент создания начинали свою гибель. Истории вообще не присуща продолжительность, она самая есть переход.

    Это свойство истории — объект наибольшего внимания Ясперса, оно лежит в основе всей его исторической концепции. Он делает акцент на том, что при всем разнообразии людей, культур, исторических эпох существует нечто важное, что их объединяет. Встречаясь, люди познают себя в другом и самое явление "человек" есть движение к единому. Философ предлагает целый ряд фактов, которые, по его мнению свидетельствуют о существовании такого единства. Но это свойство касается лишь знания и умения, а не субстанции человека, его духовных качеств.

    Человечество объединено уже самой территорией планеты Земля, а также определенными временными границами. Но эти единства не могут дать представления о целостном феномене единства истории человечества. Поскольку фактический материал оказывается непригодным для выяснения источников такого единства, Ясперс использует другой подход, также довольно известный в истории человеческой мысли.

    Он делает попытку определить единство как цель. Он приводит несколько концепций всеобщей истории, в которых отображается стремление исторического знания найти свой смысл, но приходит к выводу, что ни одна из подобных конструкций не дает исчерпывающего ответа на поставленный вопрос. Причина такой сложности в освещении проблемы в том, что использование каждой из отдельных линий развития, каждой группы фактов о разных единствах — это упрощения, и задача исследователя состоит в объединении разных аспектов, постижении единства линий и образов.

    В категориальном аппарате Ясперса важное место занимают категории «историческое» и «историчное». Именно мысли, чувства человека в конечном счете определяют ход истории. Эта духовная деятельность человека рассматривается Ясперсом как автономная по отношению к изменению производственной деятельности и социальных условий.

    Поскольку в центре внимания Ясперса человек как субъект истории, как ее творящая сила, как спонтанная деятельность духа, то такие творения человека как традиции, мифы, легенды, возникающие помимо науки, лучше выражают содержание истории, а именно ее историчности, чем научные знания.

    Под «историческим» же понимается повторяемость событий, сходность явлений и знание о прошлом, получаемое с помощью разума, науки, которое признается менее важным и ценным для самосознания человека и его деятельности. Доминирующее кроп-топ с чем носить массовом сознании ХХ века представление о том, что изменяя условия своего существования, человек меняет себя сам, является с точки зрения философа-экзистенциалиста иллюзией.

    Говоря короче, экзистенциальное понятие историчности ставит под вопрос правомерность и истинность идеи исторического творчества.

    Кьеркегор, Фр. Декартом, Г. Гегелем и К. Философия, по Ясперсу, не познает бытие, но удостоверяет нас в его существовании. Поэтому и история философии — это не процесс приращения знаний; каждое крупное филос. Философская вера — одно из основных понятий в философии К. Философская вера выступает продуктом размышления, в то время как религиозная вера основана на откровении Основные работы К.

    Ясперс раскрывает свой тезис о значимости истории. По его словам, она представляет собой основу, связь с которой мы сохраняем, если не хотим исчезнуть бесследно. Лишь в контексте исторического знания возможно прийти к пониманию природы человека. Именно поэтому историческое не является для нас чем-то равнодушным, а выступает моментом нашей жизни. Обратите внимание Такая связь проявляется, в частности, потому, что вместе с историей изменяется и наше историческое мышление.

    Так, сегодня оно определяется осознанием кризиса речь об этом кризисе уже шла в предыдущей части книги. Понять, ощутить этот кризис помогает нам знание истории.

    Одно должно сохраниться во всех катаклизмах: человек, как таковой, и его самоосмысление в философствовании, которое в поисках своей основы смотрит в будущее, не пророча, но веря. История — это то, что происходит. Оно пересекает время, уничтожает его и достигает вечного.

    История — этот всегда процесс, и все должно постоянно изменяться. История не может быть завершенной. Ясперс выделяет три, на его взгляд, важнейшие свойства истории: 1 история имеет границы, которые отделяют ее от других реальностей: природы и Космоса. История существует не сама по себе, а на основе природы. Но природа — неисторичное явление, ее развитие представляет собой лишь простое повторение одного и того. Объединением этих двух феноменов есть человек. Ведь он есть одновременно и природа, и история.

    Ясперс убежден, что исторический процесс прервется, если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из жизни. Основным фактом нашего существования является наша возможная изоляция в Космосе. Эта изолированность составляет реальную границу истории вне человеческой жизни на Земле существует лишь пустая в духовном понимании мироздание. История представляет собой переход. Важно Мы называем историей то, что происходит в пространстве и времени в определенном месте.

    Для того, чтобы быть историческим, индивид должен быть единичным, неповторимым. Такую единичность можно найти лишь в человеке — в понимании человека не как естественной, биологической, а прежде всего как духовного существа. Историческое — это не просто реальный индивидуум, сосуд всеобщего, — это действительность, которая одухотворяет это всеобщее.

    То, что мы познаем как исторически особое, разрешает нам двигаться к истории как единому индивидууму. История представляет собой движение, и чем более радикально это движение, тем более глубокие пласты истины открываются.

    Наиболее ярким подтверждением этого тезиса философа являются переходные эпохи, когда в момент высочайшего напряжения человечество создавало выдающиеся духовные достижения.

    Так, неповторимая греческая трагедия есть порождение эпохи, когда происходил переход от мифологии к философии как новой форме общественного сознания, нового способа постижения мира. Немецкий идеализм классическая немецкая философия создан на сломе между верой и безверием. Но, по мнению автора, переход не локализуется исключительно на каких-то определенных этапах истории, — он присутствует. Любое, даже величественное, обращенное в вечность событие, есть лишь переходное явление.

    Именно поэтому мы не можем найти для себя образцы совершенства или абсолюта в достижениях предыдущих эпох; они создавались в время, когда их творцы уже ощущали приближение нового и даже в момент создания начинали свою гибель. Истории вообще не присуща продолжительность, она самая есть переход.

    Это свойство истории — объект наибольшего внимания Ясперса, оно лежит в основе всей его исторической концепции. Он делает акцент на том, что при всем разнообразии людей, культур, исторических эпох существует нечто важное, что их объединяет.

    Совет Встречаясь, люди познают себя в другом и самое явление «человек» есть движение к единому. Философ предлагает целый ряд фактов, которые, по его мнению свидетельствуют о существовании такого единства.

    Но это свойство касается лишь знания и умения, а не субстанции человека, его духовных качеств. Человечество объединено уже самой территорией планеты Земля, а также определенными временными границами. Но эти единства не могут дать представления о целостном феномене единства истории человечества. Поскольку фактический материал оказывается непригодным для выяснения источников такого единства, Ясперс использует другой подход, также довольно известный в истории человеческой мысли.

    Он делает попытку определить единство как цель. Он приводит несколько концепций всеобщей истории, в которых отображается стремление исторического знания найти свой смысл, но приходит к выводу, что ни одна из подобных конструкций не дает исчерпывающего ответа на поставленный вопрос.

    Причина такой сложности в освещении проблемы в том, что использование каждой из отдельных линий развития, каждой группы фактов о разных единствах — это упрощения, и задача исследователя состоит в объединении разных аспектов, постижении единства линий и образов. Созданная им схема мировой истории, по его мнению, наиболее отвечает требованиям открытости, единства и эмпирической реальности.

    Он старается достичь исторического единства с помощью определения общего для человечества осевого периода. Обратите внимание Реальное осевое время — это воплощение идеальной вехи, вокруг которой двигается объединенное человечество, здесь раскрывается то, что является общим и важным ля всех, взаимосвязь человечества находит свое выражение в безграничной коммуникации.

    Предложенная схема разрешает лишь определиться с единством предыдущей истории, но единство истории в понимании полного единения человечества никогда не будет завершено.

    Такое единство, по мнению Ясперса, есть граница истории, ее начало и конец. Читайте также: Денежная реформа гг. Карл Ясперс не только характеризует ведущие периоды развития человечества с точки зрения реализации духовной и социальной сущности человека, не только делает попытку осмыслить важнейшие тенденции современности, которые дают нам возможность спрогнозировать будущее, но и раскрывает те глубинные сущностные черты истории, которые характеризуют исторический процесс в целом.

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. Современный экзистенциализм. Аверинцев С. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Философия: курс лекций. Миронова Я. Краткая философская энциклопедия. Ясперс считает, что ей предшествовала эпоха великих географических открытий. Предпосылкой здесь служит реализованная возможность всемирного общения. Эта фаза — еще не историческая реальность, но предвосхищение грядущих возможностей, поэтому она не может быть предметом эмпирического исследования, а служит лишь материалом для наброска, в основу которого положено осознание настоящего и современной нам ситуации.

    Безусловно, единство мировой истории начинается только с целого, с нашего теперешнего понимания истории, которое, по мнению мыслителя, сформировало свои основополагающие принципы в осевое время. Духовное ядро человечества — в изменениях, составивших суть осевого времени.

    Лишь здесь возможно встретить самих себя в рамках тотальной истории, которая и является подлинной мировой историей. Ясперс считает, что реально начало мировой истории — есть результат преобразующей деятельности Запада, как особого цивилизационного типа. Ясперс отстаивает превосходство Запада в воздействии на формирование мира, считая, что в течение последних веков именно он наложил отпечаток на развитие всех стран земного шара, а, следовательно, именно Западная цивилизация положила начало подлинной мировой истории.

    Возникновение науки и техники у романо-германских народов способствовало их историческому прорыву. По Ясперсу, они положили начало подлинно мировой глобальной истории человечества. Европа…, — говорит Ясперс, — отступила перед Америкой и Россией… Правда европейский дух проник теперь в Америку и Россию, но это — не Европа». ГЛАВА 3. Без осознания будущего вообще не может быть философского осознания истории.

    Он признает, что исследованию доступно лишь то, что обладает реальностью, то есть то, что уже произошло. Тем не менее, говорит он, будущее уже скрыто в прошлом и настоящем, оно присутствует в реальных возможностях, предоставляемых нам настоящим. Осознание же будущего всегда лежит в основе нашего мировоззрения. Иными словами, нами руководит прогнозирующее историческое мышление. На нем базируется идея прогресса. Тем не менее, возможные на основании истории прогнозы могут указать лишь на горизонт, в рамках которого реально действует человек.

    Попытки исторического прогноза предпринимались неоднократно. Ясперс же выдвинул ряд характеристик относительно возможного соответствия того или иного прогноза реальности[58]: 1. Ни один прогноз не может быть безусловным. Прогноз — это спекулирующее предвидение человека, который хочет что-либо совершить, поскольку он видит не то, что неотвратимо происходит, а то, что может произойти, и ориентируется на.

    Будущее становится предвидением, которое может быть изменено волей человека. Прогноз соотносится с ситуацией в настоящем. В соответствии с этим, самый убедительный прогноз дает тот, кто обладает, исходя из собственной жизни, глубоким знанием настоящего.

    Обратите внимание 3. Важен прогноз не как знание, а как побуждение к действию. В данном случае очевиден призыв Ясперса к действию, направленному на преобразование, либо на устранение прогнозируемых негативных явлений. Он считает необходимым, если это возможно, вторгаться в ход событий, избегая тем самым провиденциалистской парализации воли. Иными словами, прогнозы существуют для предотвращения будущих проблем. Ход жизни людей, по мнению мыслителя, должен зависеть исключительно от них самих.

    Сознание своего бессилия может привести к тому, что ход истории будет воспринят как явление природы. Можно освободиться от чувства ответственности, стремясь уничтожить себя как свободного человека, но этим лишь усугубить свое положение.

    Только человек, считает Ясперс, может преодолеть им самим порожденное зло — в надежде на то, что добро встретит поддержку и помощь.

    Экзистенциализм - характерные черты и идеи направления философии, представители

    Что же, однако, может внести беспокойство в состояние ложного общественного покоя современности? Ясперс утверждает, что страх: «…некий всеобщий страх висит над человечеством в целом». При этом мыслитель подчеркивает, что страх следует принять, поскольку он и является основой надежды на спасение. Исходя из данного принципа, Ясперс заранее указывает на невозможность очертить будущее истории в рамках своей исторической концепции.

    Представление о возможных направлениях развития дает ответ на вопрос: каким может оказаться мир, в начале которого мы находимся? Важно Наметившиеся тенденции налицо: рост концентрации всего человеческого бытия в стабильных организациях, общественное нивелирование, порожденное превращением людей в функции огромного аппарата и социальное усреднение; развитие идет к стабильному конечному состоянию. Следствием этого Ясперс видит утрату индивидом свободы выбора своего бытия.

    И может ли человек быть свободным вообще? Этот пункт при характеристике тенденций будущего человечества чрезвычайно важен для Ясперса, который сказал, что «…вся история человечества — лишь тщетная попытка быть свободным». Мировая империя создаст мир на Земле посредством одной единственной власти, подчиняющей себе всех из какого-либо одного центра.

    Данная власть зиждется на насилии. Она формирует нивелированные массы посредством тотального планирования и террора. Внедряет единое мировоззрение посредством пропаганды. В свою очередь мировой порядок, напротив, представляет собой «единство без единой власти». Это означает отказ всех от абсолютного суверенитета и как следствие — самоограничение тех, кто обладает реальной политической силой; это самоограничение является условием свободы.

    Установленный порядок может быть изменен только путем установления нового законодательства. Ясперс делает ставку на мировой порядок, в конечном итоге означающий век мирового единства, где больше не будет внешней политики, а все процессы общественные, политические, экономические, культурные станут «внутренними».

    Не будучи уверенным в том, насколько значимую роль для человечества в будущем будет играть правовое устройство, автор «Истоков истории» считает умозрительным что-либо в данной области предсказывать. Ясперс настаивает на том, что путь к мировому порядку ведет только через суверенные государства, располагающие достаточным военным потенциалом на случай неизбежного конфликта.

    В зависимости от того, какой путь для нейтрализации конфликта выберут так называемые страны «первого эшелона», и зависит будущая судьба человечества: оно будет либо тотально уничтожено, либо обретет мировой порядок. Иной альтернативы Ясперс не допускает. Совет Итак, мы подошли к заключительной части нашего исследования, в которой нам осталось только определить: в чем видится Ясперсу смысл истории?

    Что он вообще понимал под историей? Для Ясперса, как, впрочем, и для прочих сторонников линейной концепции важен всемирно-исторический аспект. Он не разбивает человечество по каким бы то ни было критериям, будь то экономика или политика, территориально-расовая принадлежность или язык, культурные или религиозные традиции.

    Все это он считает важным в частности, при определении самобытных черт культуры тех или иных народов, но совершенно теряющим свою значимость в едином всемирно-историческом контексте.

    Однако это многообразие подчинено требованию некоего единого. Все то, что обладает ценностью и смыслом, как будто соотносится с единством человеческой истории». При этом он приводит ряд фактов, указывающих на это единство. Для объяснения данного единства Ясперс и предложил свою схему мировой истории.

    Прежде всего — человек есть некая целостность способностей. То, что нас отличает — это отличие явлений, но не сущности. При этом есть все основания полагать, что сущность человека остается неизменной под воздействием времени. В различных условиях, в результате меняющегося характера отбора одна и та же сущность открывает те или иные присущие ей аспекты.

    Поэтому прогресс может быть в знании, в технике, в создании предпосылок новых технических возможностей, но не в субстанции человека, не в его природе, возможность прогресса в сфере субстанциального опровергается фактами.

    При этом автор «Истоков истории» подчеркивает, что для понимания единства человеческой природы, которая открывается в истории, необходимо выйти за пределы биологического и психологического уровня.

    Обратите внимание В истории перед нами постоянно предстает изменение в человеческом знании, сознании и самосознании. Это изменение далеко не синхронно происходит у различных народов, в различных частях света.

    В результате растет отчуждение, которое завершается полным непониманием друг друга. Однако названное единство все же сохраняется в виде беспредельной воли к пониманию. Единство человечества, по мнению Ясперса, находит свое отчетливое выражение в том несомненном факте, что повсеместно на Земле обнаруживается близость религиозных представлений, форм мышления, орудий и форм общественной жизни.

    Сходство людей при всем их различии очень велико. Психологические и социологические данные такие, что позволяют повсюду проводить сравнение и установить множество закономерностей, свидетельствующих о характере основных структур человеческой природы в ее психологическом и социологическом аспекте. Несомненно, при выявлении общего не могут не выявиться отклонения, что может объясняться как специфической природой человека, так и историческими ситуациями и событиями.

    Для более правильного понимания идеи единства в истории Ясперс выдвигает тезис о том, что единство — это не фактическая данность, а цель, к которой необходимо стремиться. Мыслитель предполагает, что единство истории возникает из того, что люди способны понять друг друга в идее единого. Важно Это и есть то, что их в конечном итоге должно объединить. В свою очередь единство вырастает из смысла, к которому движется история. Здесь Ясперс ставит знак равенства между смыслом и целью, выступающей в данной связи в нескольких ипостасях: цивилизация и гуманизация человека, свобода и созидание свободы, возвеличивание человеческого духа, постижение Бога.

    Таким образом, смысл истории приобретает, так же как и единство истории, условный характер. Возможно, мы сами придаем этот смысл ходу истории. Интерпретирующее рассмотрение становится моментом воли. Целью человека становится единство, а изучение прошлого соотносится с этой целью.

    Единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено.


    Карл ЯСПЕРС Смысл и назначение истории 1/4



    Другие теги: мышцы собак стол черная текст принтер спицами майнкрафт 2019 воды топ духовке

    1 Комментарии к “Ясперс что такое философия

    • 30.10.2021 at 10:50
      Permalink

      Да, действительно. Это было и со мной. Давайте обсудим этот вопрос.

      Reply

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *