Культура древней руси 9-13 века


  • Культура киевской руси
  • Древнерусская культура 9 - 13 веков
  • Культура Древней Руси 9-12 веков. Особенности, достижения, памятники.
  • История русской культуры в таблицах
  • Культура Руси домонгольского периода (IX- начало XIII века). Памятники архитектуры
  • Культура киевской руси

    Садко год , князь Роман умер в году. В отдельных былинах упоминаются другие города, названия которых сильно искажены. Реки в былинах — это преимущественно южнорусские: Днепр, Пучай-река Почайна в Киеве , река «Смородина» Снепород, левый приток Днепра и др. География всех героических былин и большинства новеллистических связана с Киевом и предстепной русской полосой на юге; часть новеллистических былин связана с Новгородом.

    Иногда в былинах упоминаются то или иное море и разные заморские земли, Царьград, Иерусалим в чем можно видеть некоторое влияние духовных стихов.

    Имена исторических деятелей дают нам такие крайние даты: не считая некоторых одиночных поздних былин. Внутри этого промежутка времени многие былины по историческим именам группируются в две хронологические группы: а — годы и б — годы, то есть вокруг двух знаменитых в русской истории Владимиров — Владимира I Святославича, «Святого», и Владимира II Мономаха, что было отмечено ещё первыми исследователями былин. Это даёт нам некоторые не очень надежные ориентиры, так как былины по закону эпического единства уравняли обоих Владимиров до полной неузнаваемости и прикрыли именем условного эпического князя Владимира других князей XI—XII веков.

    Былинным столичным городом Руси всегда является Киев, а великим князем киевским — всегда «ласковый князь Владимир», что затрудняет датировку былинных сюжетов, но не делает её безнадежной. Дополнительные детали могут помочь в уточнении даты воспетого события, но, для того чтобы догадка перешла в основание датировки, необходим комплекс взаимо подтверждающих примет.

    Автограф боярина Ставра Гордятинича г. Софийский собор в Киеве Разберём только один пример, касающийся уже известного нам новгородского боярина Ставра Гордятинича. В былине о Ставре Гордятиниче и его жене Василисе редкое имя былинного боярина давно уже позволило исследователям сблизить его с летописным боярином Ставром, упоминаемым летописью под годом. Летописная ситуация полностью отражена в первой части былины: в году Владимир Мономах вызвал к себе в Киев всех бояр из Новгорода и заставил их присягнуть ему; нескольких бояр, в том числе и сотского Ставра, великий князь приказал заточить.

    По былине Ставр — старый богатый новгородский боярин: В Новегороде живу да я хозяином, Я хозяином живу да управителем… В былине Ставр тоже заточен Владимиром, как и в летописи Ставер боярин во Киеве Посажен в погребы глубокие. В этой былине главное действие начинается с того, как молодая жена освобождает Ставра, выигрывая его у Владимира в шахматы; этого в лаконичной летописной записи нет, но все обстоятельства, связанные с арестом Ставра, полностью совпадают и в летописи, и в былине.

    Ставр «Ставко» Гордятич впервые упоминается в летописи в годах; к году ему должно быть около 70 лет, и былинный Ставр Годинович правильно назван «старым боярином». Отчество «Годинович», «Гординович» образовалось из более полной формы «Гордятиничь», известной нам по интереснейшей записи о Ставре Гордятиниче на стене Софийского собора в Киеве.

    Совпадение всех деталей убеждает нас в том, что в основе былины о Ставре и Василисе лежало истинное событие года. В Киевской Руси, несомненно, был распространен древний эпос родоплеменной эпохи, о содержании которого нам очень трудно судить. Вероятно, в нём был силен архаичный мифологический элемент и исконная опасность — наезды степных кочевников — уже тогда олицетворялась в виде гигантского змея, которого побеждают славянские богатыри.

    Отголоски такого сказания сохранились на Украине как легенды о братьях-кузнецах, победивших змея, запрягших его в огромный плуг и пропахавших на побежденном змее гигантскую борозду, ставшую так называемыми «Змиевыми валами» , пограничными укреплениями славян со стороны степи.

    Запряженный змей, очевидно, символ тех плененных степняков, которых после какой-то победы заставили рыть глубокие рвы и насыпать высокие валы, сохранившиеся до наших дней. К героическому же эпосу следует отнести и сюжет о князе Полянской земли Кие, основателе Киева. Летописец Нестор к сказанию о постройке города тремя братьями добавил пересказ эпизода «яко же сказають» о походах славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в Византию, очевидно, VI века нашей эры. Автор «Слова о полку Игореве» ещё знал какие-то песни о походах через степи на Балканы «рища в тропу Трояню через поля на горы» , что могло отражать события VI века, когда значительные массы славян победоносно воевали с Византией, и знал также еще более ранние песни-плачи о трагической судьбе славянского князя Буса, плененного в битве с готами и мучительно убитого ими VI века.

    Фрагментарные упоминания древнего эпоса, восходящего к эпохе военной демократии, свидетельствуют о том, что он был героическим и общенародным: воспевались совместные походы многих племен на могущественную Византию, оплакивалась гибель 70 славянских старейшин, убитых вместе с Бусом, воспевалась победа над степняками, увенчавшаяся постройкой укреплений, оградивших земли нескольких славянских племен полян, руси, северян и уличей. К этой отдаленной старине, а может быть, и к ещё более ранним временам общения славян со скифами могут относиться некоторые сюжеты, вошедшие в позднейший былинный эпос, как, например, бой отца с неузнанным сыном « Илья и Сокольник» — Сколотник , от самоназвании царских скифов-Сколотов; иранская параллель — «Рустем и Зораб« и другие сюжеты общечеловеческого звучания, не связанные в былинах с конкретными событиями.

    Киевский цикл былин с князем Владимиром Красное Солнышко, с Добрыней братом матери Владимира и Ильей Муромцем складывается в тот исторический момент, когда Киевское государство резко меняет свою политику: от далеких походов в чужие, неведомые страны проводившихся, возможно, с участием наемных отрядов варягов-мореходов переходит к планомерной обороне Руси от печенегов и к изгнанию бесцеремонных варяжских наемников. Первая былина этого цикла — «Вольга Святославич и Микула Селянинович» — по множеству отдельных примет должна быть связана с событиями — годов, когда князь Олег Святославич Древлянский начал борьбу с варягом Свенельдом и нуждался для пополнения своей дружины в привлечении крестьянских народных ополчений.

    Богатырь пахарь Микула, деревенское происхождение которого подчеркнуто символическим отчеством «Селянинович», занял центральное место в былине, олицетворяя собой не только свободолюбивых древлян, ещё в году выступавших против несправедливых княжеских поборов, но вообще русский народ, строивший в это время свое новое государство в борьбе и с варягами, и с кочевниками. Былина о Вольге и Микуле, вступающем в дружину, — это как бы эпиграф ко всему былинному эпосу, в котором отражены события общенародного значения, и народ выступает в нём в качестве главной богатырской силы то под именем древлянского пахаря Микулы, то как городской ремесленник Никита Кожемяка или Усмовшец , то как крестьянский сын Илья Муромец.

    Народная оценка легла в основу отбора объектов воспевания. В эпосе нет имен ни Святослава, «охабившего» родную землю, ни Ярослава «Мудрого», по церковной терминологии , окружившего себя варягами. Но в каждой былине действует «ласковый князь столько-киевский Володимер«, в образе которого слились, во-первых, Владимир I «Святой», боровшийся с печенегами, ограждавший Русь поясом крепостей и преследовавший разбойников, а во-вторых, Владимир Мономах, тоже организатор отпора кочевникам и автор юридического устава, облегчавшего положение низов.

    К богатырским народным былинам присоединились придворные былины-новеллы, подражавшие народным сказам по форме. Летописцы в очень малой степени отражали народную жизнь. Они были участниками и регистраторами княжеских, монастырских и изредка городских дел. Однако подробность записей, существование летописания в разных городах — Киев, Чернигов, Новгород, Галич, Владимир, Псков, Рязань и других, делают летописи ценнейшим источником родной истории и родного языка в отличие от многих европейских стран, где хроники велись на чуждом для народа латинском языке.

    Из среды летописцев особо выделяется начало XII века киевлянин Нестор, написавший широко задуманное историческое введение в хронику событий — «Повесть временных лет» от V-VI веков нашей эры до года, когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи.

    Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны. Здесь обрисована природа нашей страны, те её элементы, которые влияли на историческое развитие народа: могучие реки, связывавшие Русь с Северной Европой, Азией, Южной Европой и Африкой, большие незаселенные лесные массивы на водоразделах, вроде «Оковского леса», беспокойные и «незнаемые» степные пространства «Великой Скифии«, откуда появлялись орды кочевнической конницы.

    Историк Нестор образованнейший человек своего времени, обладавший целой библиотекой русских, греческих, западнославянских, болгарских книг, нарисовал на этой карте картину жизни всех славянских народов, сопоставляя их быт с бытом и нравами других народов всего Старого Света.

    Куда только не вёл своего читателя Нестор: то к лесным племенам древлян, радимичей и вятичей, то к степным половцам, то в туманную Британию, то в Индию к брахманам или ещё дальше, на острова Индонезии «Островницы» и на самый край известного тогда мира — к людям шёлка, в Китай. Нестор писал правду о первобытных обычаях древлян и радимичей эпоха зарубинецкой культуры , противопоставляя их «мудрым и смысленным» полянам племенам Черняховской культуры.

    Он, как бы предвидя те тенденциозные толкования, которые будут исходить от норманнистов, стремился показать, что у многих народов мира есть странные обычаи: одни из них — «убийстводейцы», «гневливы паче естества», другие с родными матерями и племянницами блуд творят, у третьих женщины ведут себя, «акы скот бессловесный», четвертые «человекы ядуще». Отдав дань неизбежным для средневекового историка-монаха библейским легендам, Нестор быстро переходит к обрисовке всего славянского мира во всем его объеме.

    У Нестора нет легендарных Чеха, Леха и Руса, обычных в западнославянских хрониках, здесь указаны все действительно существовавшие крупные союзы племён в области первоначального расселения славян в Европе. Совокупность этих племенных союзов довольно точно очерчивает территорию расселения западных и восточных славян на рубеже нашей эры, как мы представляем её себе сейчас на основании данных лингвистики, антропологии, археологии.

    Тонкое чутье историка подсказало Нестору безошибочный выбор основных, узловых моментов в жизни славянства. Во-первых, VI век, век славянских походов на Византию, век формирования мощных и устойчивых племенных союзов «княжений», век путешествия Кия в Царьград и основания Киева как столицы племенного княжения полян. В нашей современной периодизации мы тоже выделяем VI век как переломную эпоху, очень важную в истории славянских пред феодальных образований.

    Вторая выделенная Нестором эпоха — IX век, век образования таких славянских феодальных государств, как Киевская Русь, Великоморавское государство, Болгарское царство, век появления славянской письменности, христианизации славян.

    Как видим, периодизация Нестора совпадает с нашей; он выделял в истории славянства те же самые моменты, которые выделяем теперь и мы. В XII столетии летописание появляется почти в каждом крупном городе, что выражало самостоятельность отдельных княжеств.

    Нам известны летописи «младшего брата» Новгорода — Пскова; известно летописание Владимира и Ростова. Летописи велись и в юго-западном регионе — в Галиче, Владимире-Волынском и в Пинске.

    Смоленская летопись и интереснейшая Полоцкая летопись были известны В. Татищеву , получившему их на короткий срок и успевшему сделать только незначительные выписки. Значительно лучше нам известно летописание Владимира и Ростова.

    Дошли до нас и фрагменты летописания рязанского, переяславского Переяславля Русского и черниговского. По всей вероятности, уцелевшие до наших дней в составе позднейших летописных сводов фрагменты летописей разных княжеств далеко не отражают действительного состояния летописного дела в XII — начале XIII века.

    Летописей было значительно больше, но многие рукописи погибли в половецких наездах, княжеских усобицах и особенно в пожарах русских городов во время «татарщины». Мы знаем случаи, когда в Москве в XIV — XV веках каменные подклеты до самых сводов наполняли книгами, чтобы уберечь их, но они все же гибли в огне… Из всех летописных сводов интересующего нас времени, пожалуй, наибольший исторический и историко-культурный интерес представляет Киевский летописный свод года в литературе его иногда датируют или годом , составленный при князе Рюрике Ростиславиче игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем.

    Составитель он же автор нескольких статей х годов завершил свой труд текстом торжественной кантаты, пропетой «едиными усты» монахами его монастыря в честь великого князя. В богатом Выдубицком монастыре, расположенном под Киевом, была, очевидно, целая историческая библиотека из рукописных летописей, которая помогла учёному игумену создать интереснейший сводный труд по русской истории за весь XII век. В руках составителя оказались летописи разных князей из разных княжеств, поэтому историк игумен Моисей мог изобразить какое-либо отдалённое событие, или войну с разных точек зрения: и со стороны нападающих, и со стороны обороняющихся или осажденных.

    Это приближало к объективной оценке. В Киевском своде года игумен Моисея отражены не только киевские события, но и дела, происходившие в Чернигове, Галиче, Новгороде, Владимире на Клязьме, Переяславле Русском, Рязани и в ряде других русских городов, а порой и зарубежные события вроде четвертого крестового похода Фридриха Барбароссы. Удаётся выделить ряд отдельных летописей, использованных составителем.

    Основой для выделения являются разные признаки: диалектные особенности языка, различие штампов в обозначении титулатуры князей, способы обозначения дат, наличие или отсутствие церковной фразеологии, литературный стиль, манера изображения событий, широта кругозора и, самое главное, симпатии и антипатии летописцев к тем или иным князьям. На основе всей суммы признаков можно наметить около десятка исторических рукописей, использованных киевским игуменом Моисеем при составлении своего летописного свода года.

    Первую половину свода занимает «Повесть временных лет» Нестора, а далее используются отрывки летописания Владимира Мономаха и его сыновей —«Володимерова племени». В дальнейшем прослеживаются фрагменты летописи Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского, очень недолго владевшего Киевом, но оставившего «цесарскую» летопись, прославлявшую этого монарха.

    Есть следы использования Галицкой летописи или работы какого-то галичанина в Киеве в — годы. Включена в свод и особая повесть об убиении Андрея Боголюбского, написанная, по всей вероятности, приближенным Андрея Кузьмищей Киянином, оставившим записи годов. Часть летописных заметок, преимущественно узкопридворного характера, принадлежит самому Моисею.

    Особый интерес с точки зрения обрисовки личности летописцев представляет сопоставление двух писателей: один из них — церковник Поликарп все приурочения текстов к конкретным историческим лицам, включая и Нестора, условны , закончивший свою жизнь архимандритом Киево-Печерского монастыря. Другой — знатный боярин, киевский тысяцкий Пётр Бориславич, известный своими дипломатическими делами.

    Поликарп был сторонником чернигово-северских князей, часто враждовавших с Киевом. Фрагменты летописи Поликарпа, рассеянные в разных местах свода игумена Моисея, рисуют его как очень посредственного писателя, тенденциозного регистратора событий. Речь Поликарпа пересыпана церковными сентенциями; кругозор его узок.

    Любопытной индивидуальной особенностью летописца Поликарпа является пристрастие к перечислению денежных сумм и элементов княжеского хозяйства. Поликарп летописец-бухгалтер, составляющий подробную опись захваченного врагами имущества — от церковного евангелия до стогов сена и «кобыл стадных».

    Поликарп точно знает, какие ценности подарила монастырю престарелая княгиня, сколько денег уплачено безземельному князю за участие в усобице. Игумен Моисей сокращал имевшуюся у него рукопись Поликарпа, выбрасывая многие риторические восхваления князя Святослава Ольговича. Московские историки XVI века полнее использовали труд Поликарпа при составлении Никоновской летописи и эти восхваления сохранили. Полную противоположность летописцу-бухгалтеру Поликарпу представлял киевский летописец середины и второй половины XII века, которого можно отождествлять с Петром Бориславичем, упоминаемым летописью в е годы.

    Его исключительно интересный труд тоже был сокращен игуменом Моисеем, исключившим из него многие политически заостренные характеристики.

    Мы можем судить об этом, потому что в руках историка В. Татищева в е годы находилась древняя пергаменная рукопись — «Раскольничий манускрипт«, судя по выпискам Татищева, представляла полную редакцию исторического труда боярина-летописца. Пётр Бориславич писал летопись одной княжеской ветви «Мстиславова племени», потомков старшего сына Мономаха, великих князей киевских: Изяслава Мстиславича — , его сына Мстислава Изяславича — и его племянника Рюрика Ростиcлавича княжил с перерывами с по год; летопись этого автора доведена до года.

    Пётр Бориславич умел очень широко смотреть на события, и каждую свою летописную статью он начинал с общего обзора княжеских отношений, союзов, разрывов, договоров или клятвопреступлений. В обзоpax затрагивались как соседние княжества, так и далекие земли: Новгород, Карела, Чехия, Польша, Полоцк и др. В каждой сложной ситуации Пётр Бориславич стремился выгородить своего князя, показать его в наиболее выгодном свете, но делал он это несравненно более умело, чем его политический соперник Поликарп: он не восклицал, а доказывал, а для доказательств привлекал такой весомый аргумент, как подлинные документы из княжеского архива.

    Пётр Бориславич вносил в летопись договоры с князьями, письма князей и королей, документы из захваченного у врага архива Юрия Долгорукого и т. Однако следует сказать, что, взявшись за перо, киевский тысяцкий не был покорным слугой князей.

    Он и пером служил как феодальный вассал, сохранявший «право отъезда».

    Культура Древнего Китая Культура Киевской Руси в веках Древнерусского государство пребывало в тесном контакте с соседями, причём контакты были самые разные — войны и конфликты, торговля и дипломатия, переселение целых племён и их смешение друг с другом.

    Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие финно-угорское, скандинавское, византийское, позже монголо-татарское. Благодаря этому культура Древней Руси впитывала в себя множество элементов от других народов. Однако, решающее влияние на Киевскую Русь оказала именно культура Византии. Несмотря на то, что две этих державы порой воевали друг с другом, связь между ними стала особенно тесной после крещения Руси князем Владимиром в конце X века.

    В целом же можно сказать, что по своему типу культура Киевской Руси относится к традиционному средневековому типу. Культура Древней Руси испытывала сильное влияние Византии Несмотря на это влияние, древнерусская культура оставалась самобытной.

    Она заимствовала некоторые свои элементы у византийцев, но не слепо копировала, а адаптировала их под себя. Ярким примером тут может послужить архитектура, заимствованная именно у Византии, да и религия тоже, которая в Древней Руси являлась важной и неотъемлемой частью культуры. Архитектура, литература, живопись — все они развивались в тесной связи с христианской религией. Даже кириллический алфавит, созданный Кириллом и Мефодием , был разработан ими на основе именно греческого алфавита, хотя затем кириллица претерпела ряд изменений, постепенно приняв форму, близкую к современной.

    Восстание ихэтуаней в Китае. Причины, итоги, события, суть, участники, лидеры. Особенности культуры Древней Руси Невысокие темпы развития. Оно было стабильным, но неторопливым, и огромную роль играло накопление опыта, который передавался из поколения в поколение и пополнял копилку знаний. При этом информация передавалась из уст в уста, так как литература той эпохи была только церковной и исторической, к тому же она только-только зарождалась.

    Замкнутость и разобщённость. Это одна из важнейших особенностей культуры Древней Руси: из-за преобладания натурального хозяйства у разрозненных земель не было причин стремиться к объединению. Князю Вещему Олегу , впрочем, удалось в конце 9 века объединить под своей властью Киев и Новгород, создав централизованное Древнерусское государство, но уже в веке набрала обороты обратная тенденция, и на Руси началась эпоха политической раздробленности.

    Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Основные особенности культуры Древней Руси Сильное влияние религии. В культуре Киевской Руси религия всегда играла важную роль, которая ещё больше усилилась после принятия христианства.

    Тем не менее, в веках в Древнерусском государстве существовало двоеверие, так как часть населения придерживалась старых языческих верований, а древнерусские христианские традиции впитали в себя некоторые элементы из язычества. Сходство с культурой европейских государств. Несмотря на объективные различия, древнерусская культура в целом развивалась в одном с ними русле.

    Сильное влияние Византии. Оно ощущалось во всех сферах — живопись, литература, архитектура, религия и т. Достижения культуры Древней Руси Строительство городов. В 9 веке крупнейшими городами были Киев и Новгород, но постепенно начали расти и расцветать новые города, которые становились новыми очагами культуры и цивилизации, и сильнейшим из них был город Владимир. Появление новых центров стало одной из причин начала феодальной раздробленности на Руси. В веках оно развивалось уверенными темпами, ремесленники научились изготавливать хорошо закалённые мечи, прочные доспехи и кольчуги, ювелиры создавали искусные украшения.

    Распространение письменности и грамотности. Оно началось после крещения Руси и создания кириллицы, когда начался перевод византийских и европейских рукописных книг на старославянский язык. Начало распространения грамотности стало важным достижением Киевской Руси Архитектура. Высочайшего расцвета достигло деревянное зодчество, являющееся одним из основных архитектурных достижений Древней Руси.

    Началось также строительство первых каменных храмов. Появились разные жанры древнерусской литературы — житие, летопись, хождение, погодные записи и т. При этом художественной литературы не существовало, все произведения либо описывали какие-либо исторические события, либо имели религиозное содержание.

    Эпоха феодальной раздробленности имела не только отрицательные стороны, но и положительные — из-за того, что отдельные княжества обособились друг от друга, между ними начали появляться культурные различия.

    Позднее, после очередного объединения Северо-Восточной Руси, они снова слились воедино и обогатили русскую культуру. Этот древний храм построили в 11 веке по приказу Ярослава Мудрого , который заложил его в честь победы над печенегами.

    Повесть временных лет. Древнейший литературный памятник культуры Киевской Руси, созданный в Киеве в начале 12 века. Несмотря на ограниченную достоверность, «Повесть временных лет» является бесценным источником информации о Древнерусском государстве. Спасо-Преображенский собор. Построен в Переславле-Залесском в середине 12 века по приказу Юрия Долгорукого. Софийский собор в Киеве — один из самых известных архитектурных памятников культуры Древней Руси Золотые ворота во Владимире.

    Возведены в году по приказу князя Андрея Боголюбского. Использовались в качестве оборонительного сооружения и триумфальной арки. Церковь Покрова на Нерли. Выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества, построенный в середине 12 века. Софийский собор в Новгороде. Датирован серединой 11 века. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 4. Количество оценок: 36 Оценок пока нет. Поставьте оценку первым. Читайте также:.

    Активно переписывались произведения византийских и болгарских авторов, западноевропейские хроники. На Руси существовала своя азбука, разработанная Кириллом и Мефодием кириллица и глаголица, закрепленные в IX столетии. Среди жанров распространены были летописание, описание жизни святых, описание путешествий хожденийпоучения и исторические повести. Литература Первоначально славянские былины и сказки передавались их уст в уста, а в более поздние периоды были записаны.

    Эти сказания и стали основой развития русской литературы. В литературе основным жанром этого периода было летописание. Одной из самых известных летописей считается «Повесть временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Родился летописей предположительно в году, а свои первые тексты начал писать в правление Владимира Мономаха.

    Еще одним важным литературным произведением стало «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом в середине XI столетия.

    Древнерусская культура 9 - 13 веков

    В правление Ярославичей, примерно в годах было написано «Остромилово Евангелие», которое остается древней книгой, дошедшей до нашего времени. Среди памятников литературы «Слово о полку Игореве» неизвестного автора и «Слово» и «Моление», написанные Даниилом Заточником. Живопись Этот жанр русской культуры развивался под значительным влиянием византийских мастеров.

    Но со временем русские мастера живописи создали свои особые методы и стили. Из Византии на Русь пришли техника мозаики, создание фресок, иконопись. Большого развития получила миниатюра, маленькие иллюстрации, которые украшали книги и летописи.

    Первые иконы попали на Русь из Византии, а потом появились свои иконописцы. Декоративно-прикладное искусство На Руси домонгольского периода широко развивались ювелирное дело, стеклодельное. Славились своими изделиями оружейники, колоколитейщики, кузнецы. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.

    Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства.

    Культура Древней Руси 9-12 веков. Особенности, достижения, памятники.

    До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура.

    Строительство было обусловлено нуждами церкви — строились прежде всего храмы. Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы Десятинная была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные поперечный и продольный своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом.

    Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами. Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство.

    История русской культуры в таблицах

    Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор г. Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов.

    Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Название такое было выбрано не случайно — главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» опять же по примеру Константинополяслужила торжественным въездом в город.

    Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комниновпришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью.

    Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора.

    Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера. В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии — причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения.

    Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

    Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить.

    Совет Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста. Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит — кириллица. Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

    Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

    Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг — монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв.

    Культура Руси домонгольского периода (IX- начало XIII века). Памятники архитектуры

    Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан. Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства.

    Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Обратите внимание Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии. Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

    Художественная культура киевской Руси вв Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность.

    Это особенность картин культуры киевской Руси. Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти. Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии.

    Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси. Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи.

    Живописью занимались мастера из Греции и Руси. Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии. С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

    Читайте также: Индустриализация в ссср Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники. Основные особенности культуры Древней Руси Сильное влияние религии.

    В культуре Киевской Руси религия всегда играла важную роль, которая ещё больше усилилась после принятия христианства. Тем не менее, в веках в Древнерусском государстве существовало двоеверие, так как часть населения придерживалась старых языческих верований, а древнерусские христианские традиции впитали в себя некоторые элементы из язычества. Сходство с культурой европейских государств. Несмотря на объективные различия, древнерусская культура в целом развивалась в одном с ними русле.

    Сильное влияние Византии. Оно ощущалось во всех сферах — живопись, литература, архитектура, религия и т. Достижения культуры Древней Руси Строительство городов.

    Культура Древней Руси IX – XII вв.

    В 9 веке крупнейшими городами были Киев и Новгород, но постепенно начали расти и расцветать новые города, которые становились новыми очагами культуры и цивилизации, и сильнейшим из них был город Владимир. Появление новых центров стало одной из причин начала феодальной раздробленности на Руси. В веках оно развивалось уверенными темпами, ремесленники научились изготавливать хорошо закалённые мечи, прочные доспехи и кольчуги, ювелиры создавали искусные украшения.

    Распространение письменности и грамотности. Оно началось после крещения Руси и создания кириллицы, когда начался перевод византийских и европейских рукописных книг на старославянский язык. Начало распространения грамотности стало важным достижением Киевской Руси Архитектура.

    Высочайшего расцвета достигло деревянное зодчество, являющееся одним из основных архитектурных достижений Древней Руси. Началось также строительство первых каменных храмов. Появились разные жанры древнерусской литературы — житие, летопись, хождение, погодные записи и т. При этом художественной литературы не существовало, все произведения либо описывали какие-либо исторические события, либо имели религиозное содержание.

    Эпоха феодальной раздробленности имела не только отрицательные стороны, но и положительные — из-за того, что отдельные княжества обособились друг от друга, между ними начали появляться культурные различия.


    Культура Древней Руси (теория+практика). ЕГЭ 2022 по истории - Lomonosov school



    Другие теги: день рождения стать бровей быстрый сне кино любит вязание

    1 Комментарии к “Культура древней руси 9-13 века

    • 30.10.2021 at 07:07
      Permalink

      Новые серии блича выходят так редко, я даже по блогам вот лазию.. Автор, спасибо.

      Reply

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *